Статьи из журналов 


                                    

        "Лидер": от разработки

         до промышленной партии

 

       Скажем честно - фраза строкой выше придумана не нами, а списана с официального каталога питерской компании "Симметрии". Но под каждым словом можем подписаться по два раза, поскольку дело у ленинградцев именно так и поставлено. "Симметрон" из тех немногих предприятий полного производственного цикла, что вышли из отечественного ВПК, А там база и кадры, сами знаете какие. Автомобильное направление существует в компании среди прочих (к "прочим" относятся различные микропроцессорные системы управления, которые мы оставим за рамками разговора). Существует хотя и недолго, но модельный ряд уже практически оформился. Запущены (или запускаются в серийное производство и соответственно в продажу три модульных "Лидера" - 750-й, 777-й и 850-й, относящихся по своим возможностям к системам среднего уровня. А в данный момент ведется разработка более продвинутой модели 900-й серии с более мощным микропроцессором и расширенным набором функций.

   Нацпринадлежность "Лидера" выяснили: он наш, отечественный. Хотя без иностранного участия, ясное дело, не обошлось (глобализация экономики, понимаешь). В случае с "Симметроном" заграница помогает электронными компонентами Microchip, Dallas, Atmel, International Rec-tifier, Hitano и других. Еще, монтаж "Лидера" (естественно, по прогрессив-ной SМD-технологии) производится на оборудовании ERSA. Но это так, к слову Ибо главное, что мозги и руки - наши. И вот что у них получилось.

   Начнем как обычно с брелока. Он у "Лидера" двухкнопочный, доволь-но стандартного дизайна, без выкрутасов, но дело свое знает. 750-й вариант работает одновременно с двумя брелоками, "старшие" используют до четырех. Можно также управлять несколькими "Лидерами" с одного пульта по завершении соответствующего кур-са обучения Причем "учить" сигнализацию, а также стирать из па-мяти старые брелоки может сам пользователь.

   Независимо от модели в кодере-пе-редатчике пульта применяется микросхема HCS-301 от Microchip, в которой реализован прыгающий дина-мический код KeeLoq. Кодирующая посылка имеет длину 66 бит, из которых 32 бита изменяются минимум на 50% при каждом новом нажатии на кнопочку. Схема HCS-301 C KEELOQ нужна, понято, для борьбы с грабберами и сканерами, а попутно позволя-ет реализовать функцию защиты от длительного нажатия и поберечь энергоресурс источника питания.

   Прием закодированного сигнала происходит в фоновом режиме мик-ропроцессора. Следовательно, конт-роль охранных зон не прекращается и во время "сеанса связи". При этом используется функция ABRC (Automatic Baud Rate Correction), которая корре-ктирует бит-период PWM не только по заголовку, но и после каждою принятого байта, за счет чего по идее должен улучшиться прием в неблагоприятных для того условиях (при помехах, разряде батарейки, низкой температуре). Однако здесь "Симметрон" честно предупреждает: в особо сложных случаях могут возникнуть ситуа-ции, когда дальность действия будет менее обещанных 50 метров, и советует подойти поближе к транспортному средству.

   "Лидер" охраняет три зоны (капот/багажник, двери и цепь зажигания) и осуществляет блокировку цепей стартера, зажигания, топливного насоса. Информацию о состоянии сигнализации неисправных и потревоженных зонах, как положено, выдает светодиодный индикатор. Он же информирует о состояниях в режимах обучения брелоков (LEARN) выбора параметров системы (SETUP) и датчиков в режиме теста. В случае перерыва в питании энергонезависимая память (EEPROM) сохраняет состояние системы и код неисправной или отключенной контактной зоны. Сохранению также подлежат код ПОТРЕВОЖЕННОЙ зоны, информация о режиме и чувствительности датчика удара, информа-ция о выборе параметров оборудова-ния и ряд функций.

   Интересная деталь: активная полярность входного сигнала при монтаже системы может выбираться установщиком в зависимости от электрического потенциала автомобиля. Таким образом, можно задей-ствовать штатные концевики, которые управляют подсветкой салона, в качестве датчиков состояния дверей на любой машине с однопроводной электрической схемой и "минусом" на массе. Кстати, об установке. Все слаботочные выходы "Лидера" имеют полную микропроцессорную защиту от ко-роткого замыкания и перегрузки по току. То есть, если вдруг случиться закоротить сирену или обмотку ре-ле блокировки дви-гателя, - не срашно. Чего либо катастрофического не произойдет: после устранения перегрузки система возвращается к нормальной работе. Это, ко-нечно, не призыв "коротить", а просто констатация того, что "Ли-дер" достаточно "дуракоустоичив" (без обид, это термин такой), чтобы быть установленным и непрофесси-оналом.

   Встроенным двухуровневым датчиком удара все "Лидеры" комплекту-ются "по умолчанию". Разница в регулировке чувствительности. У "младшего" 750-го она осуществляется потенциометром. Командами с брелока ею можно включить или, если транспорт припаркован на дороге с интенсивным грузовым движением, установить режим затухания. В 777-м и 850-м все серьезнее Чувствительность регулируется с пульта в режимах "охрана" и "тест датчиков".

   Параллельно происходит спектральный анализ по 10 уровням, обработка одиночных, групповых и серийных воздействий. В "Лидер" 800-й серии встроенный шок можно отключить и поставить внешний. Кроме того. допускается подключение внешнею микроволнового или ультразвукового датчика и их совместная работа со встроенным шок-сенсором.

   В том, что касается комплектации реле, то туг подходы тоже разные. Так, в центральный блок 850-ю "Лидера" встроены мощные (20 А) реле световой сигнализации и управления активаторами замков дверей, а к примеру, 777-я модель встроенных реле не имеет, но позволяет подключать необхо-димое количество внешних.

   Функция антиограбления реали-зована в "Лидере" следующим обра-зом. Во-первых, здесь возможны два варианта: "тихий" anti-hijack и то же самое с сигналом "паника". В любом случае функция активируеюя через 50 секунд после нажатия соответствующей кнопки пульта (то есгь, когда таймер закончит свой отсчет). Если зажигание включено, то система "моргнет" 8 раз фарами, дабы привлечь внимание окружающих а потом закроет двери, заблокирует зажигание и перейдет в режим "охрана". Если же зажигание не включено, то этап "моргания" пропускается, а все остальное (см. вы-ше) остается. Снять "Лидер" с охра-ны с брелока в такой ситуации уже нельзя - только спе-циальным кодом, состоящим из двух цифр. Комбинация программируется на заводе и указывается в инст-рукции, но "Симметрон" оставляет за пользователем право выбора и ввода своею кода. Он же, кстати, применяется для аварийною снятия системы с охраны при утере пульта.

   В самом начале мы уже сказали, что "Лидеры" по своим возможностям тяго-теют к системам охраны среднего класса. По цено-вым показателям, указан-ным в попавшем к нам в руки прайсе, тяготение ме-няет свое направление в сторону малобюджетного сектора. Ладно, прайс, если понадобиться, достанете, а мы пока о функциях. Главным образом о сервисных, большинство из которых программируется дистанционно.

   "Лидер" имеет универсальный конт-роллер, который управляет электроме-ханическими активаторами замков дверей или же пневматическими - через блок центрального замка. Управляет разумно, по двухступенчатой схеме. То есть при постановке на "охрану" за-пирает все двери, а при снятии позво-ляет отпереть либо водительскую, либо все двери одновременно. Помимо это-го в "старших" моделях предусмотрен контроллер электростеклоподъемников.

   Далее по списку. Само собой есть дистанционная "паника", бесшумное вклю-чение и отключение режи-ма "охрана", автопостанов-ка и автовозврат, а также режим valet. Предусмотрено тестирование датчиков контактных зон, обход неисправных зон и прием на охрану тех, что исправились. В общем и целом очень неплохо.

   Напоследок о еще одном приборе "Симметрона". Видимо, прогнозируя (и не безосновательно) "Лидеру" светлое будущее и проявляя заботу о людях, которым предстоит с ним работать, компания вдогонку к системам выпус-тила компактное устройство для конт-роля уже установленных параметров сигнализации, а также для быстрой локализации неисправностей в случае их возникновения. Приборчик вставляет-ся в гнездо прикуривателя, и все - больше никаких подключений. Двунаправленная беспроводная связь между тестером и основным блоком системы защищена динамическим кодом от ска-нирования и позволяет считать все не-обходимые данные и записать новую информацию. Для удобства, кроме штатных ЖК-индикатора и клавиату-ры, прибор имеет интерфейс с "ноутбуком". Само собой тестер не должен по пасть в руки врагк. и будет поставляться только в установочные центры, работа-ющие с "Лидером". Для безопасности все особо важные функции, а именно запись новых параметров и чтение кода аварийного отключения режима "охрана", производится совместно с командами "родного" брелока. Так что и здесь можно не волноваться.

Сайт создан в системе uCoz